Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Юго-Западный административный округ

Музей "История связи"

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ИСТОРИЯ – ЭТО СВИДЕТЕЛЬ

ПРОШЛОГО, СВЕТ ИСТИНЫ,

ЖИВАЯ ПАМЯТЬ, УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ,

ВЕСТНИК СТАРИНЫ

ЦИЦЕРОН.

История создания школьных музеев имеет глубокие корни. Уже в XIX веке во многих российских гимназиях в кабинетах истории и естествознания существовали учебные музеи. Однако вопрос о целесообразности создания стационарных школьных музеев был впервые поставлен в начале ХХ века и нашел свое отражение в книге В.Я.Уланова «Опыт методики истории в начальной школе». Вскоре в России началось массовое создание школьных музеев.

20 сентября 1967 года был издан Приказ министра просвещения РСФСР и министра культуры РСФСР о мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев. Одобрялась инициатива педагогических коллективов по организации музеев на общественных началах. Редакции журналов «Народное образование» и «Воспитание школьников» систематически освещали разностороннюю деятельность школьных музеев.

СБОР МАТЕРИАЛОВ И ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ

Организация музея требует тщательной подготовки. Избирается профиль музея – в нашем случае идея создания Музея истории связи принадлежит Московскому Совету ветеранов Великой Отечественной войны. Вопрос об открытии музея был решен на педагогическом совете и был согласован с вышестоящими организациями. Первым этапом на пути создания музея является комплектование его фондов. Помощь и содействие в составлении музейной коллекции нам оказали различные ветеранские организации: Комитет ветеранов войны города Москвы, районная организация ветеранов, радиолюбители Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, 6-й и 4-й радиоцентры, а также учащиеся и их родители. Затем был подготовлен пакет документов, включающий Приказ директора школы (теперь Центр образования) о создании музея и назначения руководителя;

  • приказ о создании инвентарной книги
  • разработана концепция музея и Положение о музее .

Изначально был Совет музея, в который вошли преподаватели, учащиеся и Почетный член Совета – Заслуженный радист СССР Бояршинова Валентина Владимировна. Собранный фонд был разделен на основной и вспомогательный. Основной фонд состоит из подлинных предметов: радиоприемники, телефонные и телеграфные аппараты различных модификаций, бытовая радиоаппаратура, почтовые аксессуары, книги по истории возникновения почты, телеграфа, телефона, радио. Вспомогательный фонд состоит из материалов, созданных в процессе работы музея- тематические стенды, отражающие учебно-исследовательскую деятельность наших ребят. Поступающий в фонд материал строго учитывается и бережно хранится. Все собранное для музея заносится в инвентарную книгу, оформляется акт приемки и краткая аннотация полученного экспоната. Каждому предмету, поступившему в музейную коллекцию, присваивается свой инвентарный номер, например: ШМС-1492, 00001 ШМС-1492 (аббревиатура ШМС означает «Школьный музей связи»), 00002 1492- номер учебного заведения, цифры, расположенные внизу – номер регистрации. Если поступило несколько одинаковых предметов, то после номера регистрации через дробную черту пишем количество: ШМС-1492 00003/1 и т.д

Все экспонаты заносятся в инвентарную книгу, имеющую следующие графы:

  1. Порядковый номер.
  2. Дата заполнения.
  3. Инвентарный номер.
  4. Наименование экспоната и его краткое описание.
  5. Количество поступивших однотипных предметов.
  6. Время изготовления.
  7. Размер в см и вес.
  8. Сохранность.
  9. Способ получения.
  10. Подпись, сделавшего запись
  11. Примечание.

Следующий этап на пути создания музея – построение экспозиции. Когда собрано достаточно материала и определился состав основного фонда, переходим к составлению ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА, содержащего перечень тем, соответствующих основной концепции музея. При достаточном количестве экспонатов, необходимых для построения экспозиции, составляем ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН. Тематико-экспозиционный план представляет собой перечень отдельных экспозиционных тем с определением их места в экспозиции. Подготовка экспозиции завершается этикетажем, то есть пояснительным текстом к каждому экспонату, содержащим наименование предмета, информацию о времени, когда он был актуален, краткие сведения о его происхождении и значении, при необходимости указывается источник получения. Построенная экспозиция обсуждается на педагогическом совете школы при участии представителей школьного совета. В школьном музее. Как правило, создается несколько разделов работы. Так, например, в Музее связи имеются следующие разделы:

1. «История почты России»

2. «Никто не забыт, ничто не забыто»

3. «История радиосвязи»

4. «Радио и космос»

6. «Радио в жизни людей»

7. «История телевидения»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА МУЗЕЯ

Успех деятельности школьного музея прежде всего зависит от активного участия самих детей в его работе. В совет музея входят преподаватели, учащиеся 5-10 классов, представители ветеранских организаций. Привлекая актив учащихся, совет создает различные группы, занимающиеся определенным участком работы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1. Сбор материалов и комплектование фондов осуществляет поисковая группа совместно с руководителем музея и заинтересованными активистами из числа родителей. Музей истории связи принимает в дар, приобретает материалы, представляющие музейную ценность, связанные с историей развития радиосвязи. А также почты, телеграфа, телефона.

2. Оформлением экспозиции, помощью в разработке и организации различных выставок и отбором экспонатов занимается экспозиционно-оформительская группа. Полученные материалы распределяются по разделам музея, либо направляются в запасник с целью дальнейшего экспозиционирования.

3. Разработку и проведение экскурсий и тематических выставок организует экскурсионная группа. Выставки проводятся 1-2 раза в год по общему методическому плану. После объявления темы проводится сбор материалов, предоставляемых во временное пользование музею владельцем коллекции. Получение экспонатов регистрируется, заносится в Журнал обменного фонда, составляется Акты приемки экспоната на временное хранение и возвращения их владельцу по окончанию работы выставки. Совет и актив музея готовит материал для проведения экскурсий, что само по себе расширяет кругозор как юного экскурсовода. Так и самих экскурсантов. Экскурсии проводятся по плану, составленному Советом музея.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ВЕТЕРАНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Сотрудничество с ветеранскими организациями и проведением благотворительных акций – совет и актив музея. Музей активно сотрудничает с ветеранскими организациями района «Лазаревский» и города Москвы. Принимает участие в конкурсах, проводимых данными организациями, а также устраивает ежегодную акцию «Спешите делать добро», которая заключается в посещении Пансионата ветеранов Великой Отечественной войны, а также ветеранов, которые по тем или иным причинам не могут посещать ежегодные мероприятия, организуемые школой. Акция сопровождается вручением цветов и подарков. Музей организует и проводит встречи ветеранов войны и труда с учащимися, Уроки мужества и другие мероприятия с участием актива.

ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

Одной из главных задач работы музея является максимальное использование профиля музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. На базе Музея истории связи проводятся уроки физики для учеников 10-11 классов. Учащиеся знакомятся с различными радиоприборами, материалами из истории радиосвязи, наблюдают за работой радиооператора. Для учащихся начальной школы актив музея и учитель литературы провели серию уроков «Песни огненных лет», объявлялись конкурсы на лучшее сочинение, посвященное Великой Победе. В перспективе планируется привлекать к музейным урокам учителей истории, географии и английского языка, так как предметы, представленные в экспозиции, имеют историческую ценность; сеансы радиосвязи (музей имеет свою коротковолновую радиостанцию) с различными странами мира – свою географию; знание английского языка способствует изучению международных радиокодов и радиожаргона, на котором общаются все радисты мира.

РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

Особое направление работы музея – это работа с детьми, имеющими ограниченные возможности. К работе в музее необходимо привлекать таких детей. Ибо перед ними открывается целый, совершенно новый для них мир. Автору данной работы приходилось обучать радиоделу незрячих подростков, которые с удовольствием изучали новый для них предмет. Двое мальчиков впоследствии сдали квалификационный экзамен и стали радиолюбителями. Дети с ДЦП охотно проводят учебно-исследовательскую работу, рисуют карты, например, «Почтовые тракты России XIV –XV веков», интересуются работой радиокружка.

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКА НА БАЗЕ МУЗЕЯ

Музей только тогда оправдывает себя, когда он становится организатором гражданско- патриотического воспитания учащихся. На базе Музея истории связи открыта коллективная радиолюбительская станция, работает кружок «Юный радист КВ». Актуальность данной работы заключается в том, что рано или поздно молодые люди, окончившие школу, будут призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, и, возможно, навыки первоначальной подготовки радиотелеграфирования, полученные в кружке, помогут будущим защитникам Отечества овладеть престижной воинской специальностью, либо стать инженером-электроником, конструктором радиоэлектронных приборов, просто радиолюбителем. Новизна и актуальность данного вида деятельности школьного музея заключается в том, что кроме специализированныз знаний и навыков по изучению кода Морзе и выхода в эфир, юные спортсмены повышают свои знания в области географии, истории, физики, английского языка, а также своего родного, русского.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школьный музей – это коллективный труд учителей и учащихся. Музей – это не только хранилище ценных материалов и реликвий прошлого, а прежде всего живая связь с современностью, показ достижений сегодняшнего дня и раскрытие перспективы будущего нашей Родины. Основное в содержании деятельности школьного музея – это гражданско-патриотическое воспитание, формирование гармонически развитой творческой личности. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования. Школьный музей- одна из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, служить целям совершенствования образовательного процесса.