Уроки доброты 20.09.2018

«Уроки доброты»

Одной из приоритетных задач в реализации инклюзивного подхода в системе российского образования является формирование инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса. С этой целью администрацией и психолого-педагогической службой ГБОУ Школа № 1492 совместно с сотрудниками РООИ «Перспектива» систематически ежегодно организуются и проводятся классные часы (циклы занятий) на тему: «Уроки доброты». Инклюзивная культура – это такой уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности.

Проведение таких занятий – необходимый шаг к развитию совместного образования и созданию общества, которое на равноправных началах принимает всех, независимо от наличия инвалидности.

Занятия проводились с учащимися начальных и средних классов, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

ЦЕЛЬ:

  • Формирование инклюзивной культуры, инклюзивных ценностей;
  • достижение понимания и принятия концепции равноправия всех людей (детей) вне зависимости от их личных особенностей.
  • формирование общечеловеческих ценностей и нравственных качеств: толерантности, доброты;

Задачи:

  • Создать комфортную, доброжелательную обстановку в классах.
  • Объяснить правила этикета в общении с людьми с инвалидностью.
  • Рассказать о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься.
  • Доказать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека (учащийся с ОВЗ такой же человек, как и все остальные, и должен иметь равные права и возможности)

На «Уроках доброты» используются интерактивные методы обучения: ролевые игры, опросы, обсуждения, просмотры фильмов, конкурсы. В ходе занятий используется наглядный материал: документальные и игровые фильмы, азбука Брайля, фотографии, который позволяет детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или приспособления.

Занятия со школьниками по пониманию инвалидности построены так, чтобы дать детям новую информацию о людях с инвалидностью и предоставить учащимся возможность самостоятельно сделать выводы, способствующие развитию толерантного отношения к людям с инвалидностью и, в частности, к своим сверстникам с инвалидностью.

Очень важно, что такие уроки дают осознание того, что людей с инвалидностью можно и нужно воспринимать как полноправных членов общества, с ними, как и со всеми, можно дружить, играть, общаться. Учащиеся понимают, что все люди разные, и каждый ценен по-своему.

«Уроки доброты» оказывают позитивное влияние на учеников: дети начинают меняться, изменения касаются и внутреннего мира ребят, их ценностных установок. Об этом можно судить по изменению их поведения. Педагоги замечают, как меняются их ученики: они становятся более терпимыми и готовы принимать людей, которые отличаются от них. И, наконец, от этого меняется и сама школа.

Проведение «Уроков доброты» поддержал президент страны Владимир Путин. Инклюзивная культура – важнейшая составляющая инклюзивного образования.